Состав и структура системы
Структура решения состоит из нескольких модулей, оптимизирующих различные направления транспортной работы, объединенных в несколько основных блоков: планирование, диспетчеризация и модуль поддержки принятия решений для логиста. Для корректной работы системы организованы сбор, консолидация и хранение телематической информации о движении транспортных средств (включая географические координаты, показания датчиков температуры и открытия дверей кузова).
Планирование
Для успешного планирования перевозок с учетом всех параметров, влияющих на процесс транспортировки, требовалось обеспечить сбор характеристик планируемых к перевозке грузов, включая прием заявок из разных каналов и их унифицированное хранение. Успешное решение этой задачи специалистами «Адвантум» создало базис для планирования транспортных средств согласно заданным критериям для исполнения заявок на перевозку в режимах: автоматического планирования, автоматизированного подбора или ручного назначения транспорта.
В «Цифровом экспедиторе» реализован алгоритм оптимального планирования транспортных средств для исполнения заявок на перевозку с учетом:
- характеристик транспортных средств (тип кузова, грузоподъемность, паллетовместимость, объем кузова, габаритная высота, наличие гидроборта и других параметров);
- текущего местоположения транспортных средств;
- графика занятости транспортных средств (текущие назначения на рейсы, ремонты, пересменки и т.п.);
- требований пунктов погрузки/выгрузки (ограничение по габаритной высоте, требование наличия гидроборта и т.п.);
- наличия у транспортных средств действующих пропусков в те геозоны, в которых расположены точки маршрута рейса;
- приоритетов заказчиков транспортировки;
- «черных списков» водителей и транспортных средств с «привязкой» к заказчикам транспортировки;
- настроек сессии планирования (допустимая дальность порожнего транзитного пробега, допустимость недогруза транспортных средств или подбора транспорта с совместимым типом кузова и т.п.).
Диспетчеризация
В цифровом экспедиторе реализована интеллектуальная диспетчеризация – автоматический контроль состояния и качества выполнения рейсов. Он осуществляется на основе нескольких источников информации:
- телематической информации, автоматически принимаемой от ботовых блоков и датчиков, установленных на транспортые средства;
- информации, поступающей от клиентского приложения на мобильном устройстве водителя/экспедитора (автоматически переданной информации о местоположении устройства или информации, введенной водителем/экспедитором вручную);
- информации, вводимой диспетчером в клиентском приложении на персональном компьютере.
Такой подход позволяет получать всю необходимую для процесса контроля информацию, исключить влияние человеческого фактора, а также избежать фальсификации данных. При выполнении диспетчеризации осуществляются:
- обнаружение и регистрация факта прохождения транспортными средствами точек маршрута рейса согласно информации о местоположении транспортных средств и координат и/или геозон точек маршрута;
- изменение статуса рейса согласно информации о фактах прохождения транспортными средствами точек маршрута рейса (начато выполнение рейса, рейс выполнен полностью, частично или не выполнен);
- обнаружение, прогнозирование и регистрация проблем, влияющих на выполнение транспортировки (инцидентов):
- угроза срыва запланированного рейса (невозможность своевременного прибытия транспортных средств на точку начала рейса по причине удаленности, из-за опоздания из предыдущего рейса или занятости на других производственных операциях);
- угроза опоздания на точку маршрута при выполнении текущего рейса;
- позднее прибытие на точку маршрута при выполнении текущего рейса;
- посещение не всех точек маршрута при выполнении текущего рейса;
- несоблюдение заданного температурного режима транспортировки при выполнении текущего рейса;
- открытие дверей кузова вне точек погрузки/выгрузки при выполнении текущего рейса;
- прочие инциденты по справочнику типов инцидентов (ДТП, неисправность, дорожная обстановка, проблемы с грузом, документами и т.п.).
Модуль поддержки принятия решений
Функционал модуля создан в помощь логисту. Он позволяет при приеме заявок на транспортировку добавить данные в неполные заявки, осуществляет контроль за оптимальностью планирования, следит за доступностью транспорта для планирования (предотвращая назначение на рейс машины, которая занята на периоде планируемого рейса в другом рейсе, будет находиться в ремонте или на плановом ТО). Для диспетчера и водителя предусмотрены предупреждения о возможных нарушениях планируемых графиков доставки и рекомендации по их устранению и/или минимизации связанных рисков. Для руководителя логистического подразделения создан алгоритм анализа выполненных рейсов, выявляющий систематически возникающие проблемы на различных этапах движения заказа и от разных участников процесса: заказчиков транспорта, водителей, логистов и других сотрудников, занятых планированием, выполнением, контролем транспортировки).
Система создана при содействии Фонда содействия инновациям.