Advantum

Свидетельство СПС: что это и зачем его получать перевозчику?

Статьи
В России с некоторого времени транспортировка скоропортящихся продуктов (так называемого скоропорта) регламентирована определенными нормами и требует получения особого свидетельства — свидетельства СПС для транспортных средств, осуществляющих подобные перевозки. Что это за свидетельство, рассказывает Андрей Сидоров, руководитель проекта ThermoFleet компании «Адвантум».

Что такое свидетельство СПС?
Свидетельство СПС — это специальный документ, удостоверяющий соответствие транспортного средства нормам СПС для перевозки скоропортящейся продукции.
Нормы СПС определены международным документом, регламентирующим перевозку скоропортящихся пищевых продуктов. Собственно СПС — это Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок. Аббревиатура СПС — это перевод названия международного соглашения: ATP. На русском звучит как Соглашение о Перевозке Скоропортящихся продуктов. ATP — это принятое обозначение называния Agreement on the International Carriage of Perishable Foodstuffs and on the Special Equipment to be used for such Carriage. ATP — образовано от французского названия договора: Accord relatif aux transports internationaux de denrées périssables et aux engins spéciaux à utiliser pour ces transports. Соглашение было принято в г. Женеве в 1970 году несколькими европейскими странами. К 2016 году к нему присоединись уже 50 стран участников.
До приказа Минтранса России от 30 июля 2014 г. № 211 российские перевозчики могли получить свидетельство СПС исключительно на территории Европы, и оно требовалось только для международных перевозок.
Свидетельство СПС по закону необходимо получить владельцам транспорта, планирующим перевозку скоропортящихся продуктов (скоропорта). Данное требование введено в 2016 году.

Что такое нормы СПС?
Нормы СПС — это свод правил или требований, касающихся транспортного средства, предназначенного для транспортировки скоропортящейся продукции.
До вступления в силу приказа Минтранса № 211 нормы СПС на территории РФ распространялись исключительно на международные перевозки. На данный момент свидетельство СПС необходимо получить на каждое транспортное средство, перевозящее скоропортящиеся пищевые продукты.
В первую очередь нормы касаются кузова (стенки, двери, пол) транспортного средства (ТС), они должны состоять из термоизолирующих материалов, позволяющих ограничивать теплообмен между внутренней и наружной поверхности кузова. В соответствии с протоколом испытаний свойств термоизолирующих материалов и способа поддержании температуры происходит классификация изотермического кузова: например, ТС-ледник, ТС-рефрижератор, ТС-изортемическое и другие.
Следующее обязательное требование — это наличие терморегистратора, прибора, фиксирующего температуру внутри кузова. Существуют обязательные требования к этому терморегистратору:
— прибор должен быть включен в Государственный реестр средств измерений и поверен (проверка прибора с целью подтвердить его функциональность — «правильность измерения»);
— погрешность должна быть в пределах ± 1 °C;
— прибор должен вести запись данных на протяжении года с периодичностью 1 мин., не менее чем с двух датчиков, установленных внутри фургона;
— информация с прибора должна быть доступна: возможность распечатать термочек или визуализировать данные через электронный носитель, например на экране мобильного телефона.

Почему нас касается соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов, если мы работаем только на территории России?
Текст соглашения регламентирует не только международные перевозки, но и перевозку скоропортящегося груза на территории страны — участницы соглашения. Россия стала участником соглашения и с 2016 года владельцы транспорта, перевозящие скоропортящуюся продукцию, обязаны иметь свидетельство СПС для каждого транспортного средства, осуществляющего такие перевозки.
Изначально данное соглашение касалось исключительно нескольких европейских стран, через некоторое время к данному соглашению присоединились страны Восточной Европы и за последние 5 лет государства Евразийского союза. Данное соглашение позволяет транспортным средствам беспрепятственно осуществлять международные перевозки. А также регламентирует транспортировку скоропортящейся продукции внутри страны.

Какие продукты относятся к скоропортящимся?
Скоропортящиеся продукты — это пищевые продукты, которые требуют особенных условий транспортировки и хранения, а также реализации в строго установленные сроки.
Существует классификация продуктов исходя из сроков и методов хранения. Например, по температурному режиму они делятся на: замороженные, охлажденные грузы, по типам продуктов: мясные, рыбные, молочные и другие.
Время и условия транспортировки скоропортящихся продуктов регламентируются специальными документами.

Что будет, если перевозить скоропортящиеся продукты и не иметь этого свидетельства?
Сейчас в случае нарушения правил перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, перечисленных в соглашении, перевозчиков привлекают к ответственности по ст. 12.21 КоАП РФ «Нарушение правил перевозки грузов». Но за это нарушение предусмотрено всего лишь предупреждение или штраф в размере 500 руб.
Основным мотиватором для перевозчика на данный момент выступает заказчик (владелец груза). Все чаще производители или продавцы продуктов (ритейлеры, крупные торговые сети) отдают предпочтение тем перевозчикам, которые прикладывают максимум усилий к сохранению груза и предоставляют прозрачную информацию о перевозках.

Где получить свидетельство? И на какой срок оно выдается?
Приемом документов и заявок на выдачу свидетельства СПС занимается ФБУ «Росавтотранс». Предварительно необходимо пройти испытания и проверки на соответствие в уполномоченных станциях. Перечень испытательных станций и назначенных экспертов опубликован на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс».
Срок действия свидетельства -3 года.

Из чего состоят такие испытания?
Это:
— измерение коэффициента теплопередачи изотермических транспортных средств;
— проверка эффективности термического оборудования, находящегося в эксплуатации транспортного средства-ледника, транспортного средства-рефрижератора или отапливаемого транспортного средства;
— проверка изотермических свойств транспортных средств, находящихся в эксплуатации.