ADAS-системы или их отдельные компоненты могут добавляться в комплектацию автомобиля еще на этапе производства или устанавливаться в процессе эксплуатации транспортного средства.
Системы ADAS способны предупреждать водителя о возможных ДТП и потенциально опасных моментах на дорогах, а также распознавать усталость водителя. Для этого, как правило, используются камеры, аудиосистема для передачи сигналов, бортовой компьютер и соответствующее программное обеспечение.
Мы выдели два типа ADAS-систем — активные и пассивные. Пассивные — предупреждают водителя о потенциальных опасностях, например с помощью звуковых сигналов. Активные могут вмешиваться в работу транспортного средства, помогать водителю выполнить тот или иной маневр или частично взять на себя управление, когда ситуация уже вышла из-под контроля или водитель грубо нарушает ПДД.
Дополнительно можно разделить ADAS-системы по функционалу — по уровням анализа движения транспортного средства и окружающей автомобиль среды. На первом уровне анализируются параметры движения автомобиля: скорость, обороты двигателя, местоположение и другие данные, которые можно получить через мониторинговые системы и с помощью анализа данных CAN-шины. На втором уровне состояние водителя отслеживается с помощью камер и датчиков, например, когда водитель закрыл глаза или перестал смотреть на дорогу. Третий уровень уже анализирует внешнее окружение: соседние автомобили, саму дорогу — спуски, подъемы, разметку, дорожные знаки, светофоры, а также может предупреждать водителя о пешеходах и животных.
Рынок решений ADAS в России и за рубежом
На российском рынке ADAS системы пока не столь популярны, как в США, Европе и развитых странах Азии. Так, например, в США объем рынка ADAS-систем еще в 2016 году был оценен примерно в 25 млн долларов. В свою очередь, российский рынок решений ADAS в конце 2018 года был оценен всего в 15 млрд рублей. С одной стороны, это логично — количество автомобилей в США и в России на человека различается: в США на тысячу жителей приходится 797 авто (данные за 2014 год), тогда как в России — 309. Законодательство в нашей стране также способствует развитию ADAS-рынка: начиная с 2021 года системами помощи водителю планируется оснащать все новые автомобили.
Сейчас в нашей стране широко распространены только те системы ADAS, которые устанавливаются производителем еще на этапе заводской сборки легковых автомобилей. Они представляют собой самые простые системы, которые выполняют ограниченный набор уже привычных водителям функций — круиз-контроль, безопасное торможение, мониторинг слепых зон, парктроник и другие. В премиум-комплектациях некоторых иномарок можно встретить уже более продвинутые подсистемы ADAS, позволяющие, например, осуществлять мониторинг усталости водителя или распознавание дорожных знаков.
Актуальность технологии и возможности применения в России
Можно оценить востребованность ADAS-систем на российском рынке как высокую: практически весь коммерческий и государственный автотранспорт, занятый в сфере пассажирских и грузовых автоперевозок, пока еще не оснащен ADAS-системами. При этом именно здесь системы ADAS станут полезными не только для водителей транспортных средств, как это происходит с частными легковыми автомобилями, но и для владельцев автопарков, пассажиров, других участников дорожного движения и госорганов. В случае интеграции ADAS-систем с телематическими платформами становится возможным отслеживать и анализировать все нарушения, совершенные водителями, что очень актуально для транспортных компаний и крупных автопарков. Полноценный контроль за рейсом в совокупности с использованием ADAS уменьшает объем транспортных расходов и несет экономическую выгоду для предприятий. Эта экономическая выгода складывается из снижения простоев из-за аварий, уменьшения затрат на ремонт, минимизации потерь груза и снижения количества штрафов от заказчика перевозки из-за несоблюдения сроков доставки, а также штрафов за нарушение ПДД.
Отдельно хочется отметить сектор грузовых перевозок, где повышение безопасности все еще остается приоритетной задачей, ведь в отличие от сегмента легковых автомобилей статистика ДТП с участием грузового автотранспорта в России не улучшается уже в течение многих лет. Для повышения безопасности грузоперевозок, а также для обеспечения сохранности груза, в том числе чувствительного к температурам, в нашей стране происходит постепенная цифровизация транспортной логистики, регулируемая государством на законодательном уровне. Одними из таких решений, снижающих аварийность грузоперевозок, как раз являются системы ADAS.
Как работают системы ADAS и как они могут влиять на количество и тяжесть ДТП
Даже самые простые функции, такие как звуковые сигналы или голосовые сообщения при приближении к препятствию или при превышении скорости, могут повысить концентрацию водителя и мотивировать его снизить скорость или совершить определенный маневр. Такие рекомендательные функции помогают водителю предотвратить происшествие.
Такая функция ADAS, как анализ состояния водителя, позволяет избежать аварий, вызванных засыпанием водителя, за счет анализа предвестников: водитель часто трет глаза, «теряет» полосу, замедляет скорость, «клюет носом». При первых признаках засыпания система реагирует: будит водителя и рекомендует остановиться для отдыха. Более продвинутые системы могут даже остановить автомобиль у обочины и дать водителю выспаться. Пока это звучит, конечно, как «Звездные войны» или еще что-нибудь фантастическое. Воздействие на водителя — довольно тонкий момент. По наблюдениям владельцев автопарков, самое сложное — это внушить сотруднику не отвлекаться от дороги во время вождения, не переоценивать свои силы и не гнать машину, когда засыпаешь. Безусловно, дисциплина равно повышение безаварийности и снижение издержек на простои, ремонт, потерю груза и несоблюдение сроков доставки.
Системы ADAS, которые вмешиваются в вождение, внедрены в «мозги» автомобиля и анализируют пространство вокруг автомобиля, не только помогают выполнить сложные маневры, но и позволяют вовремя вернуть автомобиль в полосу, снизить скорость при неминуемом приближении к препятствию, притормаживать при спуске под уклон, не давать водителю разогнаться на сложных, зигзагообразных участках дорог. Все эти функции способствуют снижению количества ДТП.
Зачем транспортным компаниям внедрять ADAS-системы в свой автопарк?
- Самое очевидное преимущество — это уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий за счет повышения внимания водителя и, как следствие, повышение безопасности, снижение затрат на ремонт транспорта или покупку новых автомобилей.
- Возможно снижение требований к потенциальным водителям, например, таких, как стаж вождения, за счет большей автоматизации процесса вождения (когда водитель выступает скорее как «оператор» транспортного средства), а также за счет установления определенных ограничений и роботизации действий самого водителя. При этом системы позволяют повысить дисциплину и ответственность водителей с помощью постоянного мониторинга их действий и своевременного предупреждения о возможных нарушениях.
- Увеличение пула клиентов, которые отдадут предпочтение безопасным перевозкам. Это преимущество для владельцев наемных автопарков — они смогут выполнять рейсы более качественно, следовательно на их услуги будет больше спрос.
Разработчики решений. Сравнение решений, представленных на рынке
Среди основных российских разработчиков ADAS-систем можно выделить такие компании, как Navixy, ЕвроМобайл, Геотек, а также SOWA (производитель систем видеонаблюдения с элементами ADAS). Среди европейских производителей, имеющих собственные представительства и производства на территории России, стоит упомянуть ТЕХА и Dewesoft. Решения перечисленных выше компаний включают в себя наиболее востребованные функции ADAS — контроль движения автомобиля в полосе, мониторинг слепых зон, предотвращение столкновения с другими участниками дорожного движения с помощью технологии экстренного торможения, адаптивный круиз-контроль и парктроник, системы ночного видения и пр.
Не стоит забывать про азиатских разработчиков — Autel (Китай), IROAD (Корея), Alpine (Япония). Существуют на рынке и более простые решения — видеорегистраторы с элементами ADAS корейского производства (Thinkware, BlackVue, VicoVation).
За рубежом сейчас наиболее востребованы сервисы Movon и система Mobileye, которая, например, в Израиле обязательна к применению абсолютно во всех автомобилях на законодательном уровне. У обеих компаний (Movon и Mobileye) также есть представительства в РФ.
Какие функции ADAS наиболее востребованы?
Актуальность и востребованность разнообразных функций ADAS зависит от транспортного средства, в котором применяется система, региона эксплуатации автомобиля, личных предпочтений водителя и, конечно, от задач, которые этот автомобиль выполняет.
Наиболее популярные ADAS-системы, эксплуатируемые на территории России, выполняют такие функции, как контроль движения автомобиля в полосе, контроль скорости сближения с другими транспортными средствами, мониторинг слепых зон, обнаружение пешеходов за счет узкооптической видеокамеры, предотвращение столкновения с другими участниками дорожного движения с помощью экстренного торможения, адаптивный круиз-контроль и парктроник, мониторинг усталости и сонливости водителя и другие.
При этом отсутствие дорожной разметки или ее нулевая видимость вследствие плохих погодных условий, которые в России не редкость, зачастую делают невозможным применение такой функции, как контроль движения транспортного средства в полосе. Другая современная технология ADAS — распознавание дорожных знаков — в России актуальна только лишь на основных крупнейших магистралях, где установлены новые качественные знаки и есть хорошее освещение. Системы ночного видения, которые функционируют с помощью инфракрасных источников света, и специальные камеры для передачи визуальных данных могут давать сбой в работе в неблагоприятных погодных условиях. То есть на территории России мы сталкиваемся с определенными ограничениями по применению некоторых сложных и дорогостоящих функций ADAS. В результате задача для разработчиков усложняется: требуется анализ всего дорожного полотна, автоматическое определение полосности, связь с геоинформационными системами госорганов для получения данных о знаках (скоростных режимах). Таким образом, самыми востребованными ADAS-системами будут комплексные, глубоко интегрированные системы с мощным аналитическим функционалом, учитывающие все особенности российских дорог и российского менталитета.
Стоимость ADAS-систем. Насколько они доступны для потребителя?
Весьма высокая стоимость ADAS-систем в настоящий момент является одним из сдерживающих факторов их повсеместного внедрения в России. При этом чем выше качество продукта и шире его функционал, тем ADAS-система будет, естественно, дороже.
Самыми доступным по цене для российского потребителя пока остаются видеорегистраторы китайского и корейского производства с элементами ADAS, однако такие решения способны лишь частично выполнять самые простые задачи ADAS, их нельзя считать полноценными современными системами помощи водителю. Стремительное развитие современных технологий, значительные инвестиции лидеров рынка приведут к скорому удешевлению основных ADAS-технологий, что позволит осуществить массовое внедрение ADAS-систем в России.