Внедрение IT-решений: инструмент для успеха или источник новых проблем?
Введение
«Внедрим ТМС — и все логистические проблемы решатся», «Купим систему маршрутизации — и транспортные расходы упадут на 30%», «Поставим модуль аналитики — и тут же выявим все узкие места». Знакомые обещания? Скорее всего, да, особенно если вы работаете в сфере логистики или отвечаете за цепи поставок.
В эпоху цифровой трансформации подобное вы услышите часто. Но почему же, несмотря на миллиардные инвестиции в IT, результаты внедрения так часто не соответствуют ожиданиям? Почему, по данным McKinsey, до 70% проектов цифровой трансформации не достигают заявленных целей?
В этой статье мы на примере внедрения TMS-систем и маршрутизации разберем, почему IT-решение — это не волшебная таблетка, а инструмент, требующий комплексного подхода. А также рассмотрим, как выстроить процесс, который действительно приведёт к улучшениям.
Кто мы и почему мы об этом рассуждаем
Адвантум — IT-разработчик технологических решений в сфере транспорта и логистики.
История компании началась ещё в 2001 году. С тех пор она основала собственный IT-хаб и центр инженерных разработок, в которых создаёт инновационные технологии и оптимизирует транспортные процессы. В арсенале компании — 6 IT-продуктов, 2 программно-аппаратных комплекса для управления логистикой, 40+ реализованных кастомных проектов и собственная телематическая платформа.
Решения, разработанные Адвантум на базе телематической платформы, могут обрабатывать большие объемы данных (сегодня более 50000 машин подключены к нашим решениям) и собирать данные с устройств любых производителей. Поэтому разработки компании подходят для масштабных проектов на федеральном и региональном уровнях и для крупнейших предприятий страны.
Мы точно знаем и понимаем, как всё это работает: ежегодно Адвантум внедряет десятки проектов и совершенствует бизнес-процессы лидеров рынка в России.
Часть 1: Когда ожидания разбиваются о реальность
«Купили, внедрили, забыли» — почему эта формула не работает
Давайте начнем с типичной ситуации. Крупная розничная сеть с собственным автопарком сталкивается с проблемами: растут затраты на транспорт, клиенты жалуются на опоздания, а диспетчеры, планирующие маршруты вручную, работают на пределе. Руководство принимает решение внедрить TMS с модулем автоматической маршрутизации.
После нескольких месяцев выбора и настройки система запущена. Спустя полгода выясняется, что:
Знакомая картина? Согласно исследованию Gartner, около 55% компаний, внедривших системы управления транспортом, не достигают ожидаемого ROI в первый год. При этом не то чтобы система плохая — она просто не стала частью корпоративной ДНК.
Часть 2: Люди — главный фактор успеха и провала ИТ-проектов
Сопротивление персонала: от «мы всегда так делали» до «машина нас заменит»
Согласно исследованию Harvard Business Review, человеческий фактор является причиной провала 70% проектов цифровой трансформации. Даже самая продвинутая система, внедрённая без учета человеческой психологии, обречена на провал.
В случае с системами маршрутизации сопротивление обычно исходит с двух сторон:
Водители
«Я 15 лет езжу по этому району, какой еще компьютер будет мне указывать дорогу?»
Водители часто воспринимают алгоритмические маршруты как:
Диспетчеры и логисты
«Эта программа не учитывает всех нюансов. Я знаю лучше, как планировать маршруты».
Диспетчеры видят в автоматизации:
Ситуация меняется обычно только после того, как:
Как преодолеть сопротивление и получить поддержку
Наш опыт в Адвантум показывает, что для успешного внедрения TMS и маршрутизации необходимо:
Вовлекать персонал на ранних этапах
Инвестировать в обучение
Пересмотреть систему мотивации
Исследование IBM показывает, что компании, инвестирующие в обучение при внедрении новых технологий, получают на 10% больше ROI от своих IT-проектов.
Часть 3: «Мусор на входе — мусор на выходе», или проблема данных
Почему алгоритм не умнее данных, которыми его кормят
Современные алгоритмы маршрутизации основаны на сложной математике и могут обрабатывать миллионы переменных. Но есть одно «но»: качество результата напрямую зависит от качества входных данных. По данным исследования Gartner, до 40% проектов внедрения транспортных систем страдают от проблем с качеством данных.
Критические точки данных для TMS и маршрутизации
Для эффективной работы TMS и алгоритмов маршрутизации необходимы точные данные о:
Географии и инфраструктуре
Временных нормативах
Транспортных средствах
Заказах
Как навести порядок в данных
На практике мы в Адвантум рекомендуем:
Провести аудит существующих данных
Создать систему управления данными и назначить ответственных за каждый тип данных
Повысить верификацию данных за счет использования современных технологий и своевременно нормировать плановые показатели:
Часть 4: Динамичность бизнес-среды и необходимость постоянной адаптации
Почему «настроил и забыл» не работает
Бизнес-среда постоянно меняется, и вместе с ней должны меняться и IT-системы. Вот лишь некоторые факторы, требующие регулярной перенастройки TMS и алгоритмов маршрутизации:
По данным исследования Aberdeen Group, компании, регулярно обновляющие настройки своих TMS, достигают на 12% большего сокращения транспортных расходов по сравнению с теми, кто делает это лишь иногда.
Гибкость как принцип управления IT-системами
Для долгосрочной эффективности TMS и систем маршрутизации необходимо делать следующее:
Регулярно пересматривать параметры оптимизации
Следить за отклонениями
Обновлять систему
Часть 5: Человек + машина: идеальный тандем
Почему полная автоматизация и полный ручной контроль не принесут желаемых результатов
Несмотря на все успехи алгоритмов, полная автоматизация планирования логистики остается недостижимой мечтой. Причина в том, что некоторые аспекты трудно формализовать:
С другой стороны, полностью ручное планирование неэффективно из-за:
Оптимальное распределение ролей
По нашему опыту в Адвантум, наиболее эффективна следующая модель взаимодействия человека и системы:
Система:
Человек:
Непрерывное обучение как ключ к эффективности
Важным аспектом тандема человека и машины является постоянное взаимное обучение:
Система обучается на основе решений человека
Человек обучается на основе рекомендаций системы
По данным McKinsey, компании, эффективно совмещающие человеческий опыт и аналитические возможности IT-систем, принимают на 25% более эффективные решения в логистике.
Часть 6: Границы применимости и реалистичные ожидания
Что нельзя автоматизировать (пока)
Несмотря на все достижения, современные TMS и системы маршрутизации имеют ограничения:
Сложно формализуемые факторы
Неожиданные события
Инновационные решения
Реалистичные ожидания от внедрения TMS и маршрутизации
На основе статистики успешных внедрений можно сформулировать реалистичные ожидания:
Сроки достижения результатов
Ожидаемые улучшения
Необходимые инвестиции (помимо ПО)
По данным исследования Nucleus Research, средний ROI от внедрения TMS составляет 7,2 за три года. При этом достижение такого показателя требует инвестиций не только в ПО, но и в сами бизнес-процессы.
Заключение: Формула успеха для IT-проектов в логистике
Давайте сформулируем ключевые принципы, которые помогут превратить IT-систему из «волшебной таблетки» в реальный инструмент повышения эффективности:
Технология + Люди + Процессы
Данные как фундамент
Гибкость и адаптивность
Тандем человека и машины
Реалистичные ожидания и постепенное развитие
В компании Адвантум мы уверены, что успешное внедрение TMS и систем маршрутизации — это марафон, а не спринт. Но правильно выстроенный процесс гарантированно приводит к значительному повышению эффективности логистики и конкурентоспособности бизнеса в целом.
Подпишитесь и приходите
📌 Подписывайтесь на Telegram-канал «Адвантум», где мы регулярно разбираем реальные технологические кейсы из логистики, пишем о решениях и делимся практикой. Без воды. По делу.
📍 Хотите понять, как оптимизировать логистику именно в вашей компании — приходите на консультацию. Разберём процессы, покажем, где вы теряете деньги, и подберём решения.
Введение
«Внедрим ТМС — и все логистические проблемы решатся», «Купим систему маршрутизации — и транспортные расходы упадут на 30%», «Поставим модуль аналитики — и тут же выявим все узкие места». Знакомые обещания? Скорее всего, да, особенно если вы работаете в сфере логистики или отвечаете за цепи поставок.
В эпоху цифровой трансформации подобное вы услышите часто. Но почему же, несмотря на миллиардные инвестиции в IT, результаты внедрения так часто не соответствуют ожиданиям? Почему, по данным McKinsey, до 70% проектов цифровой трансформации не достигают заявленных целей?
В этой статье мы на примере внедрения TMS-систем и маршрутизации разберем, почему IT-решение — это не волшебная таблетка, а инструмент, требующий комплексного подхода. А также рассмотрим, как выстроить процесс, который действительно приведёт к улучшениям.
Кто мы и почему мы об этом рассуждаем
Адвантум — IT-разработчик технологических решений в сфере транспорта и логистики.
История компании началась ещё в 2001 году. С тех пор она основала собственный IT-хаб и центр инженерных разработок, в которых создаёт инновационные технологии и оптимизирует транспортные процессы. В арсенале компании — 6 IT-продуктов, 2 программно-аппаратных комплекса для управления логистикой, 40+ реализованных кастомных проектов и собственная телематическая платформа.
Решения, разработанные Адвантум на базе телематической платформы, могут обрабатывать большие объемы данных (сегодня более 50000 машин подключены к нашим решениям) и собирать данные с устройств любых производителей. Поэтому разработки компании подходят для масштабных проектов на федеральном и региональном уровнях и для крупнейших предприятий страны.
Мы точно знаем и понимаем, как всё это работает: ежегодно Адвантум внедряет десятки проектов и совершенствует бизнес-процессы лидеров рынка в России.
Часть 1: Когда ожидания разбиваются о реальность
«Купили, внедрили, забыли» — почему эта формула не работает
Давайте начнем с типичной ситуации. Крупная розничная сеть с собственным автопарком сталкивается с проблемами: растут затраты на транспорт, клиенты жалуются на опоздания, а диспетчеры, планирующие маршруты вручную, работают на пределе. Руководство принимает решение внедрить TMS с модулем автоматической маршрутизации.
После нескольких месяцев выбора и настройки система запущена. Спустя полгода выясняется, что:
- Экономия на топливе составила лишь 7%, а не обещанные 15 — 20%
- Количество опозданий снизилось, но несущественно
- Водители игнорируют рекомендованные маршруты
- Диспетчеры используют лишь базовые функции системы, а большую часть работы продолжают делать по старинке
Знакомая картина? Согласно исследованию Gartner, около 55% компаний, внедривших системы управления транспортом, не достигают ожидаемого ROI в первый год. При этом не то чтобы система плохая — она просто не стала частью корпоративной ДНК.
Часть 2: Люди — главный фактор успеха и провала ИТ-проектов
Сопротивление персонала: от «мы всегда так делали» до «машина нас заменит»
Согласно исследованию Harvard Business Review, человеческий фактор является причиной провала 70% проектов цифровой трансформации. Даже самая продвинутая система, внедрённая без учета человеческой психологии, обречена на провал.
В случае с системами маршрутизации сопротивление обычно исходит с двух сторон:
Водители
«Я 15 лет езжу по этому району, какой еще компьютер будет мне указывать дорогу?»
Водители часто воспринимают алгоритмические маршруты как:
- Посягательство на их профессиональную компетенцию
- Инструмент тотального контроля
- Нереалистичные планы, не учитывающие «реальную жизнь»
Диспетчеры и логисты
«Эта программа не учитывает всех нюансов. Я знаю лучше, как планировать маршруты».
Диспетчеры видят в автоматизации:
- Сомнение в их компетентности и, возможно, угрозу рабочим местам
- Нерелевантный инструмент, не учитывающий «специфику бизнеса»
- Дополнительную работу по освоению новой системы
Ситуация меняется обычно только после того, как:
- Руководство чётко объясняет, что цель — не заменить диспетчеров, а сделать их работу более эффективной
- Диспетчеров включают в процесс настройки системы в качестве экспертов
- Систему представляют не как замену, а как помощника, берущего на себя рутинные операции
- И да, неприятная правда — часть персонала действительно приходится заменять, потому что не все готовы меняться вместе с компанией
- Водителям при этом добавляют возможность оставлять обратную связь о проблемных участках дорог и корректировать данные в системе
Как преодолеть сопротивление и получить поддержку
Наш опыт в Адвантум показывает, что для успешного внедрения TMS и маршрутизации необходимо:
Вовлекать персонал на ранних этапах
- Собирать требования от будущих пользователей
- Проводить демонстрации на реальных данных
- Создавать рабочие группы из представителей разных отделов
Инвестировать в обучение
- Разработать программы обучения с учетом особенностей каждой группы пользователей
- Проводить регулярные тренинги, особенно при обновлении системы
- Создать базу знаний и назначить «амбассадоров» системы
Пересмотреть систему мотивации
- Разработать KPI, стимулирующие использование системы
- Поощрять инициативы по улучшению процессов
- Признавать и вознаграждать успехи при работе с новыми инструментами
Исследование IBM показывает, что компании, инвестирующие в обучение при внедрении новых технологий, получают на 10% больше ROI от своих IT-проектов.
Часть 3: «Мусор на входе — мусор на выходе», или проблема данных
Почему алгоритм не умнее данных, которыми его кормят
Современные алгоритмы маршрутизации основаны на сложной математике и могут обрабатывать миллионы переменных. Но есть одно «но»: качество результата напрямую зависит от качества входных данных. По данным исследования Gartner, до 40% проектов внедрения транспортных систем страдают от проблем с качеством данных.
Критические точки данных для TMS и маршрутизации
Для эффективной работы TMS и алгоритмов маршрутизации необходимы точные данные о:
Географии и инфраструктуре
- Точные координаты точек доставки (ошибка в 100 метров может привести к неправильному планированию)
- Актуальные дорожные карты с учетом одностороннего движения, ограничений проезда и т.д.
- Информация о пробках и дорожных работах
Временных нормативах
- Время погрузки/разгрузки для разных типов товаров
- Временные окна приёмки у клиентов
- Время на обслуживание клиентов с учетом специфики (например, подъем на этаж, сборка)
Транспортных средствах
- Точные данные о грузоподъемности и объёме
- Расход топлива в разных условиях
- Технические ограничения (например, невозможность проезда по определенным дорогам)
Заказах
- Точные габариты и вес товаров
- Приоритеты доставки
- Особые условия обслуживания
Как навести порядок в данных
На практике мы в Адвантум рекомендуем:
Провести аудит существующих данных
- выявить источники данных и их владельцев
- оценить качество и полноту данных
- определить критически важные данные для проекта
Создать систему управления данными и назначить ответственных за каждый тип данных
- разработать процедуры обновления и проверки данных
- интегрировать систему с внешними источниками данных (например, картографическими сервисами)
Повысить верификацию данных за счет использования современных технологий и своевременно нормировать плановые показатели:
- собирать фактические данные через датчики и мобильные приложения
- регулярно сравнивать нормативные и фактические данные
- корректировать нормативы на основе исторических данных
Часть 4: Динамичность бизнес-среды и необходимость постоянной адаптации
Почему «настроил и забыл» не работает
Бизнес-среда постоянно меняется, и вместе с ней должны меняться и IT-системы. Вот лишь некоторые факторы, требующие регулярной перенастройки TMS и алгоритмов маршрутизации:
- Изменения в географии точек (открытие/закрытие магазинов, складов)
- Сезонные колебания спроса
- Появление новых ограничений (например, экологические зоны в городах)
- Изменения в законодательстве (время работы, ограничения движения)
- Колебания цен на топливо
- Изменения в парке транспортных средств
По данным исследования Aberdeen Group, компании, регулярно обновляющие настройки своих TMS, достигают на 12% большего сокращения транспортных расходов по сравнению с теми, кто делает это лишь иногда.
Гибкость как принцип управления IT-системами
Для долгосрочной эффективности TMS и систем маршрутизации необходимо делать следующее:
Регулярно пересматривать параметры оптимизации
- проводить ежеквартальный анализ эффективности алгоритмов
- корректировать параметры посезонно
- обновлять правила и ограничения при изменении бизнес-требований
Следить за отклонениями
- анализировать случаи, когда пользователи отклоняются от рекомендаций системы
- выявлять системные проблемы в алгоритмах
- собирать обратную связь от пользователей
Обновлять систему
- следить за обновлениями ПО
- интегрировать систему с новыми источниками данных
- внедрять новые алгоритмические подходы
Часть 5: Человек + машина: идеальный тандем
Почему полная автоматизация и полный ручной контроль не принесут желаемых результатов
Несмотря на все успехи алгоритмов, полная автоматизация планирования логистики остается недостижимой мечтой. Причина в том, что некоторые аспекты трудно формализовать:
- Внезапные изменения (отмена заказа, поломка автомобиля)
- «Мягкие» факторы (особые отношения с VIP-клиентами)
- Непредвиденные обстоятельства (блокировка дороги, погодные условия)
- Стратегические соображения (например, тестирование нового формата доставки)
С другой стороны, полностью ручное планирование неэффективно из-за:
- Ограниченных когнитивных возможностей человека
- Субъективности решений
- Невозможности быстро обработать большие объемы данных
- Высокой зависимости от конкретных сотрудников
Оптимальное распределение ролей
По нашему опыту в Адвантум, наиболее эффективна следующая модель взаимодействия человека и системы:
Система:
- генерирует базовые планы с учётом всех формальных ограничений
- рассчитывает метрики эффективности
- выявляет аномалии и потенциальные проблемы
- предоставляет аналитические данные для принятия решений
Человек:
- проверяет и утверждает финальную версию планов
- обрабатывает исключения и нестандартные ситуации
- контролирует и анализирует исполнение маршрутов
- улучшает систему на основе анализа реальных результатов
Непрерывное обучение как ключ к эффективности
Важным аспектом тандема человека и машины является постоянное взаимное обучение:
Система обучается на основе решений человека
- Анализ ручных корректировок маршрутов
- Адаптация алгоритмов к паттернам принятия решений
- Учёт исторической обратной связи
Человек обучается на основе рекомендаций системы
- Анализ предлагаемых системой оптимизаций
- Понимание причин отклонения от стандартных решений
- Освоение новых функциональных возможностей
По данным McKinsey, компании, эффективно совмещающие человеческий опыт и аналитические возможности IT-систем, принимают на 25% более эффективные решения в логистике.
Часть 6: Границы применимости и реалистичные ожидания
Что нельзя автоматизировать (пока)
Несмотря на все достижения, современные TMS и системы маршрутизации имеют ограничения:
Сложно формализуемые факторы
- Уровень сервиса для разных категорий клиентов
- Баланс между краткосрочной эффективностью и долгосрочной стратегией
- Особые отношения с ключевыми клиентами
Неожиданные события
- Экстремальные погодные условия
- Социальные явления (забастовки, массовые мероприятия)
- Форс-мажоры на дорогах или в инфраструктуре
Инновационные решения
- Тестирование новых форматов доставки
- Пилотные проекты с нестандартными условиями
- Стратегические эксперименты
Реалистичные ожидания от внедрения TMS и маршрутизации
На основе статистики успешных внедрений можно сформулировать реалистичные ожидания:
Сроки достижения результатов
- Первые существенные улучшения: 3 — 6 месяцев после внедрения
- Достижение максимальной эффективности: 12 — 18 месяцев
- Полная окупаемость проекта: 18 — 24 месяца
Ожидаемые улучшения
- Сокращение транспортных расходов: 8 — 20% (а не 30 — 40%, как иногда обещают)
- Повышение утилизации транспорта (снижение простоев и перепробегов): 10 — 20%
- Сокращение времени планирования: 50 — 70%
- Улучшение соблюдения попадания во временные окна: 15 — 25%
- Сокращение коэффициента потерь груза из-за несоблюдения температурных режимов: до 98%
- Повышение безопасности перевозки за счет контроля открытия дверей вне зон погрузки/разгрузки: до 95%
Необходимые инвестиции (помимо ПО)
- Обучение персонала: 10 — 15% от стоимости ПО
- Наведение порядка в данных: 20 — 30% от стоимости ПО
- Постоянная поддержка и развитие: 15 — 20% от стоимости ПО ежегодно
По данным исследования Nucleus Research, средний ROI от внедрения TMS составляет 7,2 за три года. При этом достижение такого показателя требует инвестиций не только в ПО, но и в сами бизнес-процессы.
Заключение: Формула успеха для IT-проектов в логистике
Давайте сформулируем ключевые принципы, которые помогут превратить IT-систему из «волшебной таблетки» в реальный инструмент повышения эффективности:
Технология + Люди + Процессы
- IT-система — лишь один из компонентов успеха
- Инвестиции в обучение и адаптацию персонала так же важны, как в технологии
- Необходимо перестраивать процессы под новые возможности
Данные как фундамент
- Качество данных определяет качество результатов
- Создание системы управления данными — необходимое условие успеха
- Регулярная калибровка и обновление данных — постоянный процесс
Гибкость и адаптивность
- Система должна эволюционировать вместе с бизнесом
- Регулярная перенастройка параметров — необходимое условие долгосрочной эффективности
- Быстрая реакция на изменения внешней среды — конкурентное преимущество
Тандем человека и машины
- Оптимальное распределение задач между людьми и системой
- Использование сильных сторон каждой стороны
- Взаимное обучение и совершенствование
Реалистичные ожидания и постепенное развитие
- Эволюция, а не революция
- Поэтапное внедрение и достижение результатов
- Долгосрочное планирование развития системы
В компании Адвантум мы уверены, что успешное внедрение TMS и систем маршрутизации — это марафон, а не спринт. Но правильно выстроенный процесс гарантированно приводит к значительному повышению эффективности логистики и конкурентоспособности бизнеса в целом.
Подпишитесь и приходите
📌 Подписывайтесь на Telegram-канал «Адвантум», где мы регулярно разбираем реальные технологические кейсы из логистики, пишем о решениях и делимся практикой. Без воды. По делу.
📍 Хотите понять, как оптимизировать логистику именно в вашей компании — приходите на консультацию. Разберём процессы, покажем, где вы теряете деньги, и подберём решения.