Advantum

Внедрение IT-решений: инструмент для успеха или источник новых проблем?

Новости
Внедрение IT-решений: инструмент для успеха или источник новых проблем?

Введение

«Внедрим ТМС — и все логистические проблемы решатся», «Купим систему маршрутизации — и транспортные расходы упадут на 30%», «Поставим модуль аналитики — и тут же выявим все узкие места». Знакомые обещания? Скорее всего, да, особенно если вы работаете в сфере логистики или отвечаете за цепи поставок.

В эпоху цифровой трансформации подобное вы услышите часто. Но почему же, несмотря на миллиардные инвестиции в IT, результаты внедрения так часто не соответствуют ожиданиям? Почему, по данным McKinsey, до 70% проектов цифровой трансформации не достигают заявленных целей?

В этой статье мы на примере внедрения TMS-систем и маршрутизации разберем, почему IT-решение — это не волшебная таблетка, а инструмент, требующий комплексного подхода. А также рассмотрим, как выстроить процесс, который действительно приведёт к улучшениям.

Кто мы и почему мы об этом рассуждаем

Адвантум — IT-разработчик технологических решений в сфере транспорта и логистики.

История компании началась ещё в 2001 году. С тех пор она основала собственный IT-хаб и центр инженерных разработок, в которых создаёт инновационные технологии и оптимизирует транспортные процессы. В арсенале компании — 6 IT-продуктов, 2 программно-аппаратных комплекса для управления логистикой, 40+ реализованных кастомных проектов и собственная телематическая платформа.

Решения, разработанные Адвантум на базе телематической платформы, могут обрабатывать большие объемы данных (сегодня более 50000 машин подключены к нашим решениям) и собирать данные с устройств любых производителей. Поэтому разработки компании подходят для масштабных проектов на федеральном и региональном уровнях и для крупнейших предприятий страны.

Мы точно знаем и понимаем, как всё это работает: ежегодно Адвантум внедряет десятки проектов и совершенствует бизнес-процессы лидеров рынка в России.

Часть 1: Когда ожидания разбиваются о реальность

«Купили, внедрили, забыли» — почему эта формула не работает

Давайте начнем с типичной ситуации. Крупная розничная сеть с собственным автопарком сталкивается с проблемами: растут затраты на транспорт, клиенты жалуются на опоздания, а диспетчеры, планирующие маршруты вручную, работают на пределе. Руководство принимает решение внедрить TMS с модулем автоматической маршрутизации.

После нескольких месяцев выбора и настройки система запущена. Спустя полгода выясняется, что:

  • Экономия на топливе составила лишь 7%, а не обещанные 15 — 20%
  • Количество опозданий снизилось, но несущественно
  • Водители игнорируют рекомендованные маршруты
  • Диспетчеры используют лишь базовые функции системы, а большую часть работы продолжают делать по старинке

Знакомая картина? Согласно исследованию Gartner, около 55% компаний, внедривших системы управления транспортом, не достигают ожидаемого ROI в первый год. При этом не то чтобы система плохая — она просто не стала частью корпоративной ДНК.

Часть 2: Люди — главный фактор успеха и провала ИТ-проектов

Сопротивление персонала: от «мы всегда так делали» до «машина нас заменит»

Согласно исследованию Harvard Business Review, человеческий фактор является причиной провала 70% проектов цифровой трансформации. Даже самая продвинутая система, внедрённая без учета человеческой психологии, обречена на провал.

В случае с системами маршрутизации сопротивление обычно исходит с двух сторон:

Водители

«Я 15 лет езжу по этому району, какой еще компьютер будет мне указывать дорогу?»

Водители часто воспринимают алгоритмические маршруты как:

  • Посягательство на их профессиональную компетенцию
  • Инструмент тотального контроля
  • Нереалистичные планы, не учитывающие «реальную жизнь»

Диспетчеры и логисты

«Эта программа не учитывает всех нюансов. Я знаю лучше, как планировать маршруты».

Диспетчеры видят в автоматизации:

  • Сомнение в их компетентности и, возможно, угрозу рабочим местам
  • Нерелевантный инструмент, не учитывающий «специфику бизнеса»
  • Дополнительную работу по освоению новой системы

Ситуация меняется обычно только после того, как:

  1. Руководство чётко объясняет, что цель — не заменить диспетчеров, а сделать их работу более эффективной
  2. Диспетчеров включают в процесс настройки системы в качестве экспертов
  3. Систему представляют не как замену, а как помощника, берущего на себя рутинные операции
  4. И да, неприятная правда — часть персонала действительно приходится заменять, потому что не все готовы меняться вместе с компанией
  5. Водителям при этом добавляют возможность оставлять обратную связь о проблемных участках дорог и корректировать данные в системе

Как преодолеть сопротивление и получить поддержку

Наш опыт в Адвантум показывает, что для успешного внедрения TMS и маршрутизации необходимо:

Вовлекать персонал на ранних этапах

  • Собирать требования от будущих пользователей
  • Проводить демонстрации на реальных данных
  • Создавать рабочие группы из представителей разных отделов

Инвестировать в обучение

  • Разработать программы обучения с учетом особенностей каждой группы пользователей
  • Проводить регулярные тренинги, особенно при обновлении системы
  • Создать базу знаний и назначить «амбассадоров» системы

Пересмотреть систему мотивации

  • Разработать KPI, стимулирующие использование системы
  • Поощрять инициативы по улучшению процессов
  • Признавать и вознаграждать успехи при работе с новыми инструментами

Исследование IBM показывает, что компании, инвестирующие в обучение при внедрении новых технологий, получают на 10% больше ROI от своих IT-проектов.

Часть 3: «Мусор на входе — мусор на выходе», или проблема данных

Почему алгоритм не умнее данных, которыми его кормят

Современные алгоритмы маршрутизации основаны на сложной математике и могут обрабатывать миллионы переменных. Но есть одно «но»: качество результата напрямую зависит от качества входных данных. По данным исследования Gartner, до 40% проектов внедрения транспортных систем страдают от проблем с качеством данных.

Критические точки данных для TMS и маршрутизации

Для эффективной работы TMS и алгоритмов маршрутизации необходимы точные данные о:

Географии и инфраструктуре

  • Точные координаты точек доставки (ошибка в 100 метров может привести к неправильному планированию)
  • Актуальные дорожные карты с учетом одностороннего движения, ограничений проезда и т.д.
  • Информация о пробках и дорожных работах

Временных нормативах

  • Время погрузки/разгрузки для разных типов товаров
  • Временные окна приёмки у клиентов
  • Время на обслуживание клиентов с учетом специфики (например, подъем на этаж, сборка)

Транспортных средствах

  • Точные данные о грузоподъемности и объёме
  • Расход топлива в разных условиях
  • Технические ограничения (например, невозможность проезда по определенным дорогам)

Заказах

  • Точные габариты и вес товаров
  • Приоритеты доставки
  • Особые условия обслуживания

Как навести порядок в данных

На практике мы в Адвантум рекомендуем:

Провести аудит существующих данных

  • выявить источники данных и их владельцев
  • оценить качество и полноту данных
  • определить критически важные данные для проекта

Создать систему управления данными и назначить ответственных за каждый тип данных

  • разработать процедуры обновления и проверки данных
  • интегрировать систему с внешними источниками данных (например, картографическими сервисами)

Повысить верификацию данных за счет использования современных технологий и своевременно нормировать плановые показатели:

  • собирать фактические данные через датчики и мобильные приложения
  • регулярно сравнивать нормативные и фактические данные
  • корректировать нормативы на основе исторических данных

Часть 4: Динамичность бизнес-среды и необходимость постоянной адаптации

Почему «настроил и забыл» не работает

Бизнес-среда постоянно меняется, и вместе с ней должны меняться и IT-системы. Вот лишь некоторые факторы, требующие регулярной перенастройки TMS и алгоритмов маршрутизации:

  • Изменения в географии точек (открытие/закрытие магазинов, складов)
  • Сезонные колебания спроса
  • Появление новых ограничений (например, экологические зоны в городах)
  • Изменения в законодательстве (время работы, ограничения движения)
  • Колебания цен на топливо
  • Изменения в парке транспортных средств

По данным исследования Aberdeen Group, компании, регулярно обновляющие настройки своих TMS, достигают на 12% большего сокращения транспортных расходов по сравнению с теми, кто делает это лишь иногда.

Гибкость как принцип управления IT-системами

Для долгосрочной эффективности TMS и систем маршрутизации необходимо делать следующее:

Регулярно пересматривать параметры оптимизации

  • проводить ежеквартальный анализ эффективности алгоритмов
  • корректировать параметры посезонно
  • обновлять правила и ограничения при изменении бизнес-требований

Следить за отклонениями

  • анализировать случаи, когда пользователи отклоняются от рекомендаций системы
  • выявлять системные проблемы в алгоритмах
  • собирать обратную связь от пользователей

Обновлять систему

  • следить за обновлениями ПО
  • интегрировать систему с новыми источниками данных
  • внедрять новые алгоритмические подходы

Часть 5: Человек + машина: идеальный тандем

Почему полная автоматизация и полный ручной контроль не принесут желаемых результатов

Несмотря на все успехи алгоритмов, полная автоматизация планирования логистики остается недостижимой мечтой. Причина в том, что некоторые аспекты трудно формализовать:

  • Внезапные изменения (отмена заказа, поломка автомобиля)
  • «Мягкие» факторы (особые отношения с VIP-клиентами)
  • Непредвиденные обстоятельства (блокировка дороги, погодные условия)
  • Стратегические соображения (например, тестирование нового формата доставки)

С другой стороны, полностью ручное планирование неэффективно из-за:

  • Ограниченных когнитивных возможностей человека
  • Субъективности решений
  • Невозможности быстро обработать большие объемы данных
  • Высокой зависимости от конкретных сотрудников

Оптимальное распределение ролей

По нашему опыту в Адвантум, наиболее эффективна следующая модель взаимодействия человека и системы:

Система:

  • генерирует базовые планы с учётом всех формальных ограничений
  • рассчитывает метрики эффективности
  • выявляет аномалии и потенциальные проблемы
  • предоставляет аналитические данные для принятия решений

Человек:

  • проверяет и утверждает финальную версию планов
  • обрабатывает исключения и нестандартные ситуации
  • контролирует и анализирует исполнение маршрутов
  • улучшает систему на основе анализа реальных результатов

Непрерывное обучение как ключ к эффективности

Важным аспектом тандема человека и машины является постоянное взаимное обучение:

Система обучается на основе решений человека

  • Анализ ручных корректировок маршрутов
  • Адаптация алгоритмов к паттернам принятия решений
  • Учёт исторической обратной связи

Человек обучается на основе рекомендаций системы

  • Анализ предлагаемых системой оптимизаций
  • Понимание причин отклонения от стандартных решений
  • Освоение новых функциональных возможностей

По данным McKinsey, компании, эффективно совмещающие человеческий опыт и аналитические возможности IT-систем, принимают на 25% более эффективные решения в логистике.

Часть 6: Границы применимости и реалистичные ожидания

Что нельзя автоматизировать (пока)

Несмотря на все достижения, современные TMS и системы маршрутизации имеют ограничения:

Сложно формализуемые факторы

  • Уровень сервиса для разных категорий клиентов
  • Баланс между краткосрочной эффективностью и долгосрочной стратегией
  • Особые отношения с ключевыми клиентами

Неожиданные события

  • Экстремальные погодные условия
  • Социальные явления (забастовки, массовые мероприятия)
  • Форс-мажоры на дорогах или в инфраструктуре

Инновационные решения

  • Тестирование новых форматов доставки
  • Пилотные проекты с нестандартными условиями
  • Стратегические эксперименты

Реалистичные ожидания от внедрения TMS и маршрутизации

На основе статистики успешных внедрений можно сформулировать реалистичные ожидания:

Сроки достижения результатов

  • Первые существенные улучшения: 3 — 6 месяцев после внедрения
  • Достижение максимальной эффективности: 12 — 18 месяцев
  • Полная окупаемость проекта: 18 — 24 месяца

Ожидаемые улучшения

  • Сокращение транспортных расходов: 8 — 20% (а не 30 — 40%, как иногда обещают)
  • Повышение утилизации транспорта (снижение простоев и перепробегов): 10 — 20%
  • Сокращение времени планирования: 50 — 70%
  • Улучшение соблюдения попадания во временные окна: 15 — 25%
  • Сокращение коэффициента потерь груза из-за несоблюдения температурных режимов: до 98%
  • Повышение безопасности перевозки за счет контроля открытия дверей вне зон погрузки/разгрузки: до 95%

Необходимые инвестиции (помимо ПО)

  • Обучение персонала: 10 — 15% от стоимости ПО
  • Наведение порядка в данных: 20 — 30% от стоимости ПО
  • Постоянная поддержка и развитие: 15 — 20% от стоимости ПО ежегодно

По данным исследования Nucleus Research, средний ROI от внедрения TMS составляет 7,2 за три года. При этом достижение такого показателя требует инвестиций не только в ПО, но и в сами бизнес-процессы.

Заключение: Формула успеха для IT-проектов в логистике

Давайте сформулируем ключевые принципы, которые помогут превратить IT-систему из «волшебной таблетки» в реальный инструмент повышения эффективности:

Технология + Люди + Процессы

  • IT-система — лишь один из компонентов успеха
  • Инвестиции в обучение и адаптацию персонала так же важны, как в технологии
  • Необходимо перестраивать процессы под новые возможности

Данные как фундамент

  • Качество данных определяет качество результатов
  • Создание системы управления данными — необходимое условие успеха
  • Регулярная калибровка и обновление данных — постоянный процесс

Гибкость и адаптивность

  • Система должна эволюционировать вместе с бизнесом
  • Регулярная перенастройка параметров — необходимое условие долгосрочной эффективности
  • Быстрая реакция на изменения внешней среды — конкурентное преимущество

Тандем человека и машины

  • Оптимальное распределение задач между людьми и системой
  • Использование сильных сторон каждой стороны
  • Взаимное обучение и совершенствование

Реалистичные ожидания и постепенное развитие

  • Эволюция, а не революция
  • Поэтапное внедрение и достижение результатов
  • Долгосрочное планирование развития системы

В компании Адвантум мы уверены, что успешное внедрение TMS и систем маршрутизации — это марафон, а не спринт. Но правильно выстроенный процесс гарантированно приводит к значительному повышению эффективности логистики и конкурентоспособности бизнеса в целом.

Подпишитесь и приходите

📌 Подписывайтесь на Telegram-канал «Адвантум», где мы регулярно разбираем реальные технологические кейсы из логистики, пишем о решениях и делимся практикой. Без воды. По делу.

📍 Хотите понять, как оптимизировать логистику именно в вашей компании — приходите на консультацию. Разберём процессы, покажем, где вы теряете деньги, и подберём решения.