Функциональные инструменты комплексного решения дают возможность проводить анализ движения транспортных средств, оценку объемов и интенсивности пассажиропотоков на маршрутной сети, а также контролировать выполнение расписания и формировать сводные данные об объемах выполненной транспортной работы. Это позволяет оптимизировать маршрутную сеть и осуществлять эффективное планирование и контроль над транспортной работой предприятия/системой пассажирского транспорта. Комплексное решение рассчитано на высокую загрузку: ежедневно более 10 000 транспортных средств на линии. Комплексное решение помогает организовать бесперебойную работу транспортных средств, оптимизировать затраты, автоматизировать процесс формирования отчетности. В рамках проекта реализованы три основные подсистемы — банк данных, планирование и диспетчеризация, которые по сути являются отдельными элементами, направленными на решение разных задач, но функционируют синхронизировано друг с другом. Функциональные инструменты комплексного решения дают возможность проводить анализ движения транспортных средств, оценку объемов и интенсивности пассажиропотоков на маршрутной сети, а также контролировать выполнение расписания и формировать сводные данные об объемах выполненной транспортной работы. Это позволяет оптимизировать маршрутную сеть и осуществлять эффективное планирование и контроль над транспортной работой предприятия/системой пассажирского транспорта.
Комплексное решение рассчитано на высокую загрузку: ежедневно более 10 000 транспортных средств на линии.
Подсистемы решения. «Единый банк данных»
«Единый банк данных» является ядром системы, обеспечивающим работу всего комплекса — в него поступает вся информация из внешних источников: бортовое оборудование, внешние информационные системы. По сути в подсистеме осуществляется консолидирование информация, хранение и обработка.
Хранение данных осуществляется централизованно с использованием единых классификаторов. Благодаря этому подходу обеспечивается оперативный и корректный доступ к информации и процесс ее обработки, а также становится возможным полное исключение влияния человеческого фактора на эти процессы. Комплекс систем по управлению городским наземным транспортом существует в определённом IT-контуре, «Единый банк данных» выполняет интеграционную функцию, соединяя решение с внешними информационными системами и обеспечивая получение и передачу данных.
Подсистемы решения. «Планирование»
Второй модуль решения — подсистема «Планирование». В ней создается расписание для пассажирского транспорта на основании автоматически рассчитанных нормативов за счет интеллектуальной модели анализа протяженности маршрута, скорости и времени прохождения рейсов на маршруте, определенных на основании навигационных данных и пассажиропотока. Система также способна выполнять автоматическую проверку вариантов расписаний на возможность их выполнения и соответствие нормам труда и отдыха водителей.
Уникальный инструмент — анализ пассажиропотоков — основан на одновременной обработке объединенных данных от системы мониторинга пассажиропотока и системы контроля проезда. В число инструментов для анализа эффективности организации транспортной сети входит матрица корреспонденций пары поездок, которая позволяет принять обоснованное решение об эффективности работы маршрута и расписания движения.
Подсистемы решения. «Диспетчеризация»
В подсистеме «Диспетчеризация» реализован автоматический контроль как за самим транспортным средством, так и за работой маршрута в целом. Подсистема самостоятельно информирует диспетчера обо всех отклонениях и сбоях, что позволяет сотруднику предприятия оперативно принимать решения и управлять всем процессом.
В рамках проекта разработаны алгоритмы автоматизированного формирования и корректировки диспетчером оперативного расписания, которое ежедневно формируется на основе трех составляющих:
- плановое расписание;
- расчет прогноза прибытия транспортных средств на остановки;
- оперативное информирование водителя об изменениях в расписании путем рассылки сообщений на бортовые блоки.
Конструктор отчетов, реализованный в системе, позволяет создавать всевозможные отчеты любой сложности с самой высокой детализацией, включая расчетные показатели по данным, которые имеются в системе.
Важное преимущество решения — эргономичность и удобство эксплуатации. Система работает с помощью web-браузера, что не требует установки дополнительного программного обеспечения на рабочее место. Также в комплексе реализована удобная подсистема администрирования, поэтому для подключения к работе нового пользователя требуется всего лишь создать ему учетную запись и определить для нее права доступа, соответствующие должности и полномочиям сотрудника. В свою очередь, в ходе разработки интерфейсов большое внимание было уделено скорости работы и сокращению количества выполняемых пользователем действий.
Среди основных задач, которые решает Система управления городским наземным транспортом — оптимизация расходов, автоматизация транспортного документооборота и оперативное формирование отчетности, повышение эффективности работы всех сотрудников автопарка — от логистов до водителей транспортных средств, ведение учета рабочего времени и др. Сейчас сложно представить, как современный крупный автопарк может эффективно функционировать без внедрения подобного IT-решения.