Производство, хранение и перевозка медикаментов, а также скоропортящихся продуктов питания требуют определенного температурного режима, без соблюдения которого невозможна дальнейшая продажа либо сбыт конечному потребителю. Здесь профессиональный рынок и встречается с таким понятием как холодовая цепь.
Холодовая цепь — комплексный подход к соблюдению температурного режима
Холодовая цепь представляет собой системный подход к производству, хранению и транспортировке, главная цель которого — исключить возможность повреждения продуктов питания либо лекарственных препаратов вследствие повышения температурных норм. Нарушение температурного режима негативно сказывается на качестве и безопасности продуктов, а в случае с медикаментами влияет еще и на эффективность препаратов. То есть они могут не испортиться, и не будут нести угрозы жизни и здоровью потребителей, но из-за температурных воздействий эффективность действующего вещества станет нулевой. Такие препараты не пригодны для сбыта. Холодовая цепь — это, по сути, совместный комплекс действий производителя и транспортных компаний, направленный на поддержание необходимого температурного режима. При этом важно соблюдать нормы абсолютно на всех этапах: производство, хранение на складе, транспортировка, хранение в розничных магазинах, либо — в случае с лекарствами — в медицинских учреждениях. Существует 3 важных составляющих холодовой цепи: холодильное оборудование, обученный персонал, который обеспечивает грамотную эксплуатацию оборудования, и профессиональные системы контроля за соблюдением температурных условий на каждом этапе.
Какое оборудование необходимо для правильной транспортировки, хранения и контроля холодовой цепи?
Оно бывает трех типов — активное, пассивное и контрольное. Активное оборудование представляет собой рефрижераторные кузова грузовых автомобилей, авиаконтейнеры, а также контейнеры для вагонов поездов. Такое оборудование позволяет не ограничивать время на перевозку, однако среди рисков эксплуатации активного оборудования можно выделить неравномерное распределение температуры внутри самого кузова или контейнера — это уже само по себе нарушение температурного режима, а значит, определенная часть продукции точно будет повреждена. Пассивное оборудование — хладонакопитель и изотермический контейнер, в основе сборки которого лежат разнообразные технологии термоизоляции. Главный минус термоконтейнеров — ограничение времени перевозок. Время транспортировки зачастую может не соответствовать запланированному, завися от погодных условий, обстоятельств, которые не всегда можно предусмотреть заранее (такие как пробки и аварии автотранспорта), а также различных технических неисправностей любого вида транспорта. И, наконец, так называемое, контрольное оборудование — термоиндикаторы и терморегистраторы. Специально разработанные IТ-решения для контроля температурного режима на производстве, складах, внутри транспортных средств для осуществления перевозок, позволяют обеспечить соблюдение всех необходимых условий холодовой цепи. Без этих решений холодовая цепь может быть нарушена. Наиболее комфортны в эксплуатации комплексные решения, позволяющие контролировать сразу весь путь товара, начиная с производства и заканчивая точкой сбыта. На рынке есть решения, которые сочетают в себе функции терморегистратора и телематического блока, а также уникальные IT-продукты с использованием специальной технологии для двухсторонней связи с беспроводными термодатчиками, они обладают высокой помехоустойчивостью, отличаются низким энергопотреблением и имеют более широкую зону охвата. Еще удобнее — использовать продукты с мобильным приложением, которое позволяет контролировать температурные условия в режиме онлайн и формировать отчетность за определенные периоды.