Тех. поддержка

Система управления городским наземным транспортом

Компания «Адвантум» реализовала проект по автоматизации процессов управления городским наземным транспортом для крупного российского мегаполиса. Решение представляет собой комплекс систем, который позволяет выполнять любые задачи по эффективному управлению и контролю за работой как отдельного автопарка, так и системы наземного пассажирского транспорта целого города или региона. Комплексное решение помогает организовать бесперебойную работу транспортных средств, оптимизировать затраты, автоматизировать процесс формирования отчетности. В рамках проекта реализованы три основные подсистемы - банк данных, планирование и диспетчеризация, которые по сути являются отдельными элементами, направленными на решение разных задач, но функционируют синхронизировано друг с другом. Функциональные инструменты комплексного решения дают возможность проводить анализ движения транспортных средств, оценку объемов и интенсивности пассажиропотоков на маршрутной сети, а также контролировать выполнение расписания и формировать сводные данные об объемах выполненной транспортной работы. Это позволяет оптимизировать маршрутную сеть и осуществлять эффективное планирование и контроль над транспортной работой предприятия/системой пассажирского транспорта.

Комплексное решение рассчитано на высокую загрузку: ежедневно более 10 000 транспортных средств на линии.

Подсистемы решения. «Единый банк данных».

«Единый банк данных» является ядром системы, обеспечивающим работу всего комплекса - в него поступает вся информация из внешних источников: бортовое оборудование, внешние информационные системы. По сути в подсистеме осуществляется консолидирование информация, хранение и обработка.

Хранение данных осуществляется централизованно с использованием единых классификаторов. Благодаря этому подходу обеспечивается оперативный и корректный доступ к информации и процесс ее обработки, а также становится возможным полное исключение влияния человеческого фактора на эти процессы. Комплекс систем по управлению городским наземным транспортом существует в определённом IT-контуре, «Единый банк данных» выполняет интеграционную функцию, соединяя решение с внешними информационными системами и обеспечивая получение и передачу данных.

Подсистемы решения. «Планирование».

Второй модуль решения – подсистема «Планирование». В ней создается расписание для пассажирского транспорта на основании автоматически рассчитанных нормативов за счет интеллектуальной модели анализа протяженности маршрута, скорости и времени прохождения рейсов на маршруте, определенных на основании навигационных данных и пассажиропотока. Система также способна выполнять автоматическую проверку вариантов расписаний на возможность их выполнения и соответствие нормам труда и отдыха водителей.

Уникальный инструмент – анализ пассажиропотоков – основан на одновременной обработке объединенных данных от системы мониторинга пассажиропотока и системы контроля проезда. В число инструментов для анализа эффективности организации транспортной сети входит матрица корреспонденций пары поездок, которая позволяет принять обоснованное решение об эффективности работы маршрута и расписания движения.

Подсистемы решения. «Диспетчеризация».

В подсистеме «Диспетчеризация» реализован автоматический контроль как за самим транспортным средством, так и за работой маршрута в целом. Подсистема самостоятельно информирует диспетчера обо всех отклонениях и сбоях, что позволяет сотруднику предприятия оперативно принимать решения и управлять всем процессом.

В рамках проекта разработаны алгоритмы автоматизированного формирования и корректировки диспетчером оперативного расписания, которое ежедневно формируется на основе трех составляющих:

В подсистеме реализован полный набор управляющих воздействий, используемых диспетчерами при управлении движением транспортных средств. Все действия диспетчера фиксируются и учитываются при формировании отчетов и данных по выполненной транспортной работе.

Конструктор отчетов, реализованный в системе, позволяет создавать всевозможные отчеты любой сложности с самой высокой детализацией, включая расчетные показатели по данным, которые имеются в системе.

Важное преимущество решения – эргономичность и удобство эксплуатации. Система работает с помощью web-браузера, что не требует установки дополнительного программного обеспечения на рабочее место. Также в комплексе реализована удобная подсистема администрирования, поэтому для подключения к работе нового пользователя требуется всего лишь создать ему учетную запись и определить для нее права доступа, соответствующие должности и полномочиям сотрудника. В свою очередь, в ходе разработки интерфейсов большое внимание было уделено скорости работы и сокращению количества выполняемых пользователем действий.

Среди основных задач, которые решает Система управления городским наземным транспортом – оптимизация расходов, автоматизация транспортного документооборота и оперативное формирование отчетности, повышение эффективности работы всех сотрудников автопарка – от логистов до водителей транспортных средств, ведение учета рабочего времени и др. Сейчас сложно представить, как современный крупный автопарк может эффективно функционировать без внедрения подобного IT-решения.